Основная идея инновационного проекта заключается в разработке единых подходов и требований к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждении общего среднего образования, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения и воспитания обучающихся, что позволит успешнее решать задачу организации психологической профилактики и коррекции на ранних этапах.
Целесообразность инновационного проекта
Организация деятельности по оказанию психологической помощи – это совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности педагога-психолога в учреждении образования.
Оказание психологической помощи обучающимся, их законным представителям и педагогическим работникам в нашей стране имеет государственное значение. Кодексом Республики Беларусь об образовании предусмотрена система обеспечения социально-педагогической поддержки обучающихся и оказания им психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как комплекс мероприятий, направленных на содействие гражданам в предупреждении, разрешении психологических проблем, преодолении последствий кризисных ситуаций, в том числе путем активизации собственных возможностей граждан для самостоятельного предупреждения, разрешения возникающих психологических проблем, преодоления последствий кризисных ситуаций и создания необходимых для этого условий, на информирование граждан о причинах психологических проблем и способах, средствах их предупреждения и разрешения, на развитие личности, ее самосовершенствование и самореализацию.
В настоящее время в республике работают 3452 педагога-психолога в 2987 учреждениях общего среднего образования, координацию деятельности осуществляют 140 социально-педагогических центра.
Однако, несмотря на то, что в отечественной системе образования важное место отводится оказанию психологической помощи, достаточно часто педагог-психолог, приходя в учреждение образования, сталкивается с наследием предшественника из некорректно оформленной документации, разрозненного психологического инструментария, отчетов о неструктурированных, периодически осуществляемых мероприятиях, а также негативной установки педагогического коллектива по отношению к педагогу-психологу.
Таким образом, необходимость осуществления данного проекта обусловлена как потребностью общества в повышении эффективности процесса оказания психологической помощи, так и недостаточной разработанностью темы как на теоретическом, так и на практическом уровне.
Гипотеза, цели и задачи проекта
Гипотеза инновационного проекта:
реализация модели позволит совершенствовать систему работы педагогов-психологов по оказанию психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования, что, в свою очередь, обеспечит повышение ее эффективности.
Цель инновационного проекта: повышение качества оказания психологической помощи участникам образовательного процесса.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
внедрить модель программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования;
внедрить методические рекомендации для социально-педагогических центров и учреждений общего среднего образования по обеспечению взаимодействия в рамках инновационной деятельности;
внедрить единые подходы и требования к организации психологической помощи участникам образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования;
оценить эффективность внедрения проекта.
Календарный план
по реализации организации инновационной деятельности
Государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Вензовецкий детский сад-средняя школа»
в рамках инновационного проекта
“Внедрение модели программно-методического обеспечения
организации психологической помощи в учреждениях общего
среднего образования”
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственный |
Примечание |
1. |
Инструктивно-методическое совещание по изучению Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утверждённой постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 года № 251. |
До 10.09.2021 |
Баканова Е.В., заместитель директора по воспитательной работе |
|
2. |
Определение педагогических работников – участников инновационного проекта, издание приказа о реализации инновационной деятельности в учреждении образования. |
До 15.09.2021 |
Франюк А.И., директор учреждения |
|
3. |
Инструктивно-методическое совещание с участниками инновационного проекта «Содержание, цель и задачи инновационного проекта» “Внедрение модели программно-методического обеспечения |
До 15.09.2021 |
Баканова Е.В., заместитель директора по воспитательной работе |
|
4. |
Создание творческой группы по обсуждению методических материалов модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении образования, разработка и утверждение Положения |
До 25.09.2021 |
Баканова Е.В., заместитель директора по воспитательной работе |
|
5. |
Анкетирование педагогов, выполняющих функции классного руководителя, и администрации учреждения образования на предмет готовности к инновационной деятельности |
Сентябрь-октябрь 2021 |
Баканова Е.В., заместитель директора по воспитательной работе |
|
6. |
Анкетирование учащихся, законных представителей, педагогов по вопросам качества оказания психологической помощи |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
Баканова Е.В., заместитель директора по воспитательной работе, Рожко Т.Г., руководитель методического объединения классных руководителей |
Отсроченная оценка результатов оказания психологической помощи участнику образовательного процесса осуществляется путем опроса или анкетирования по решению СПЦ г.Дятлово. |
7. |
Участие в совещании при руководителе Психологической службы района «Распределение функциональных обязанностей педагогов-психологов учреждений общего среднего образования и СПЦ в реализации инновационного проекта «Внедрение модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования» |
Октябрь 2021 |
Франюк А.И., директор учреждения |
|
8. |
Создание рубрики «Инновационная деятельность» на официальном сайте учреждения образования. |
До 25.09.2021 |
Латушко Е.В., учитель информатики, Траскевич И.П., лаборант |
|
9. |
Заседания творческой группы по обсуждению методических материалов модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждении образования |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
Руководитель творческой группы |
Периодичность заседаний творческой группы - 1 раз в месяц |
7. |
Участие в работе виртуальной сетевой площадки |
Ноябрь 2021 |
Участники инновационного проекта |
|
8. |
Заседание методического объединения классных руководителей по подбору форм, методов, технологий для профилактической работы с субъектами образовательного процесса в соответствии с их компетенциями |
Октябрь-ноябрь 2021 |
||
9. |
Организация обучающих, практикоориентированных семинаров для педагогов-психологов, включенных в инновационную деятельность |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
В рамках Психологической службы района. Обучение новым практическим методам работы для организации своевременной психологической помощи всем субъектам образовательного процесса |
|
10. |
Организация психологического консультированиядля педагогов-психологов, включенных в инновационную деятельность (по обращению) |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
В рамках Психологической службы района. Оказание помощи педагогу-психологу в понимании и решении им на основе осознанного выбора своих актуальных психологических проблем эмоционального и межличностного характера, в изменении поведения и развитии его личности. Проводится по требованию. |
|
11. |
Организация и работа групп (объединений) по супервизии для педагогов-психологов, включенных в инновационную деятельность |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
В рамках Психологической службы района. Периодичность заседаний – не менее 1 раза в месяц |
|
12. |
Проведение психологических тренингов |
Октябрь 2021 – апрель 2022 |
В рамках Психологической службы района. Периодичность – не реже 1 раза в 2 месяца |
|
13. |
Совещание «Анализ работы по внедрению модели программно-методического обеспечения организации психологической помощи в учреждениях общего среднего образования в 2021-2022 гг.» |
Апрель 2022 |
||
14. |
Разработка методических рекомендаций по использованию промежуточных результатов деятельности в массовой образовательной практике |
Апрель 2022 |
||
15. |
Систематизация, анализ и обобщение результатов инновационной деятельности в соответствии с критериями и показателями ее эффективности |
Апрель 2022 |
||
Подготовка справки о промежуточных итогах реализации инновационной деятельности в 2021-2022 гг. |
Май 2022 |