Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
Голосование
На якой мове Вы размаўляеце дома:
Всего 57 человек

Пункт карэкцыйна-педагагічнай дапамогі

Дата: 6 ноября 2015 в 20:46, Обновлено 21 февраля в 15:50


Настаўнік-дэфектолаг - Баканав Алена Віктараўна 

Кантактны тэлефон: 67073


                                                                                                                                                            

                                                                                                                                                            ЗАЦВЯРДЖАЮ

                                                                                                                                                           Дырэктар установы

                                                                                                                                                           _____________       Г.І.Франюк

                                                                                                                                   ____________

Графік  работы настаўніка- дэфектолага на пункце карэкцыйна- педагагічнай дапамогі

на ІІ паўгоддзе 2021/2022 навучальнага года

Дні тыдня

Гадзіны працы

ПАНЯДЗЕЛАК

9.00 – 11.00

АЎТОРАК

9.00 – 11.00

СЕРАДА

9.00 – 11.00

ЧАЦВЕР

9.00 – 11.00

ПЯТНІЦА

9.20 – 11.20

Кансультацыя настаўніка- дэфектолага: кожны другі чацвер месяца 17.00-18.00


УЗГОДНЕНА

Старшыня прафсаюзнага камітэта

____________  А.В.Роўба

Тэматыка кансультацый для бацькоў дзяцей

 з асаблівасцямі псіхафізічнага развіцця

( 2021/2022 навучальны год)

№ п/п

Тэма занятка

Форма правядзення

Месяц

1

Развіццё дробнай маторыкі як сродак развіцця мовы.

Круглы стол

верасень

2

Вучым дзіця зносінам з іншымі людзьмі.

Практыкум

кастрычнік

3

Лагапедычныя заданні: весела і карысна.

Педагагічнае кансультаванне

лістапад

4

Вучыць вершы- нялёгкая праца.

Практычны занятак

снежань

5

Моўныя гульні дома.

Практыкум

студзень

6

Сродкі развіцця  дробнай маторыкі рук у дзяцей з парушэннямі мовы

Педагагічнае кансультаванне

люты

7

Прыёмы папаўнення  слоўнікавага запасу дзяцей

Круглы стол

сакавік

8

Асаблівасці псіхічнага  і моўнага развіцця дзіцяці шасці гадоў.

Педагагічнае кансультаванне

( з запрашэннем псіхолага школы)

красавік

9

Развіццё памяці дашкольніка сродкамі  развіваючых гульняў.

Лекцыйны занятак

май

Почему ребенок произносит звуки неправильно?

Некоторые родители не обращают на это внимания. Подумаешь! Нас никто не учил говорить и дети тоже сами научатся. Столько известных людей вошли в историю, несмотря на «фефект». Но никто не знает, чего им это стоило, сколько насмешек, неприятных минут им пришлось пережить.

        А если еще вдобавок ребенок застенчивый, несмелый – это вообще проблема вдвойне. Считается, что звукопроизношение должно быть исправлено к поступлению в школу. Если этого не сделать, то в школе могут возникнуть проблемы с написанием диктантов, чтением. И родители не будут понимать, почему ребенок приносит плохие оценки по чтению и письму. А просто потому, что не произносит и не слышит соответственно у себя правильно звуки. Такое нарушение чтения и письма называется дислексия и дисграфия. А для многих детей нарушение произношения может быть поводом боязни общения со сверстниками (тем более в новом коллективе), боязни вызова к доске и т.д. Бывали случаи возникновения в таких случаях запинок и заикания. Также нарушение произношения сужает рамки выбора профессии, исключая речевые (диктор, комментатор, педагог и т.п.).

      Каковы же причины нарушения произношения? Очень многие считают, что это передается по наследству. На самом деле это происходит очень редко. Чаще всего причиной являются анатомические дефекты органов артикуляции или их слабая развитость. Это неправильный прикус, отсутствие передних зубов, укороченная подъязычная связка, слишком массивный язык. Часто неправильное произношение обусловлено недостаточной иннервацией речевого аппарата. У таких детей наблюдается слабость языка, губ, щек или, наоборот, излишнее напряжение.

    Иногда мы сталкиваемся с тем, что родители «сюсюкаются» с детьми, подражая неправильному произношению ребенка и не подозревая, что закрепляют в его речи неправильный образец.

Часто причинами нарушения произношения являются травмы и болезни мамочки во время беременности, родов и первых лет жизни малыша. Наиболее грубые дефекты могут возникать, если плод подвергался вредному воздействию в период от 4 недель до 4 месяцев беременности. Но чем больше вы общаетесь с ребенком, поете песенки, играете, сопровождаете свои действия речью, тем будет выше речевой уровень у вашего ребенка.

Из-за недостаточной сформированности артикуляционных движений, прежде всего языка, губ, нижней челюсти. Движения выполняются не четко, объем их ограничен, из-за чего искажается произносимый звук. Классический пример таких нарушений – картавость, – когда ребенок произносит вместо [Р] – [Г] не при помощи кончика языка, а вибрацией мягкого неба.

          Бывает так, что звук вообще не произносится, а просто отсутствует в речи.

Недостаточно развитый фонематический слух, тогда ребенок заменяет один звук на другой, вместо ШУБА говорит СУБА.

   Иногда у ребенка присутствует в речи одновременно и искаженное произношение, и замены звуков и их отсутствие. Это самые тяжелые нарушения, которые требуют длительной и кропотливой работы

     Из-за неправленого строения губ, если губы слишком толстые, если есть укорочение или западения губы, ограничение их подвижности или недостаточное смыкание тогда нарушаются звуки П, Б, В, Ф, М и их мягкие пары.

        Из-за дефекта строения челюсти – нарушения прикуса когда верхняя челюсть слишком выдается вперед или нижняя выступает впереди верхней или же между передними и боковыми зубами обоих рядов остаются промежутки. Тогда это часто приводит к нарушенному произношению звуков шипящего и свистящего ряда Р и Л. Помимо логопедической коррекции такие дети нуждаются в ортодонтическом лечении.

    Из-за укороченой уздечки языка. Это обычно приводит к ограничению подвижности языка, он плохо поднимается к небу. Нарушается произношение Ш, Ж, Р. В тяжелых случаях также Т, Д, С, З, Ц, Ч.

         Наличия аденоидов, полипов, нарушения строения носоглотки и других ЛОР заболеваний, которые вызывают затруднения носового дыхания.

Но если к 4-5 годам звуки не становятся «на место» или есть перестановки слогов в слове, или ребенок не может полностью проговорить сложные слова, например, велосипед – это повод для беспокойства и обращения к логопеду.


Развитие мелкой моторики в различных видах деятельности.

               

Из исследований установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени оформленности тонких движений, пальцев рук. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже ваше нормы.

         Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга (Кольцова).

     Работу по развитию мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи желательно проводить систематически, уделяя ей по 3-6 мин. ежедневно. С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения.

      Для формирования тонких движений пальцев, рук могут быть хорошо использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением коротких стихов-потешек. Эти игры создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритмы речи. Кроме того, народные потешки являются прекрасным материалом для обучения разговорной, речи, так как большинство из них построено на диалогах.

Пальчиковые игры:

Пальчиковые игры и упражнения – это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребёнка. В ходе игровых упражнений и игр вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Чтобы тактильные ощущения и зрительные впечатления ребёнка были самыми разнообразными, необходимо предлагать ему разные виды пальчиковых игр при этом учитывать возраст ребёнка его индивидуальные особенности.

Пальчиковая  игра: «С добрым утром»

С добрым утром глазки!

Вы проснулись?

(указательными пальцами поглаживайте область вокруг глаз, а затем из указательных и больших пальцев сложите очки и посмотрите в них).

С добрым утром,  ушки»

Вы проснулись?

(ладонями поглаживайте уши, затем сделайте «ушки» из «ладошек на макушке и пошевелите ими).

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

(Поглаживайте то одну то другую ручку с обеих сторон, потрясите и пощипайте все пальчики, а затем похлопайте в ладоши).

С добрым утром солнце!

Я проснулся (проснулась)!

(поднимите руки вверх, посмотрите вверх -  на солнце).

Пальчиковая игра: «Где, какой пальчик»

При выполнении упражнения пальцы развёрнутой ладошки сгибаются в кулачок.

Этот пальчик – маленький, (загните мизинчик).

Этот пальчик – слабенький, (загните безымянный палец).

Этот пальчик -  длинный, (загните средний палец),

Этот пальчик - сильный, (загните указательный палец).

Ну, а этот  - толстячок, (загните большой палец).

А все вместе кулачок! (Покрутите кулачок)

Сначала игру можно выполнять на одной руке, другой помогая ей сгибать пальцы в кулачок. Затем можно поменять действия рук.

Пальчиковая игра: «Большая стирка»

Буду маме помогать.

Буду сам бельё стирать.

(Изобразите стирку, потрите кулачками друг о друга).

Мылом мылю я носки, (водите правым кулачком по ладошке).

Крепко трудятся кулачки, (Потрите кулачками друг о друга),

Сполосну носочки ловко (Совершайте движения опущенными кистями вправо – влево).

И повешу на верёвку. (Руки поднимите вверх, кисти согните, потом выпрямите, опустите руки).

Кроме игр с пальчиками в работе с дошкольниками можно использовать следующие виды работ:

Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов  для внутренней обводки( так как ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм. Для детей 4-5 лет существуют большое количество  уже готовых трафаретов, с которыми дети с увлечением занимаются.

Лепка из пластилина также может быть очень разнообразна и полезна. Дети очень любят изготавливать забавные картинки, которые выкладываются из горошин, разнообразных семян на листе картона покрытым пластилином. Дети старшего дошкольного возраста лепят из пластилина разнообразные геометрические фигуры, буквы, цифры.

Нанизывание очень хорошо развивает мелкую моторику.  Нанизывать можно все, что угодно: пуговицы, бусы, рожки, сушки… Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев и т.д.. Можно составлять бусы из кусочков разноцветного параллона, прокалывая их кусочком проволоки.

 Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще достаточно мал и не умеет пользоваться ножницами, то можно предложить ему рвать кусочки бумаги, а наклеивать их будет взрослый, придавая им любую форму. С 3лет (иногда и раньше), можно учить ребенка пользоваться ножницами, главное, чтобы они были с закругленными концами. Для начала удобнее вырезать геометрические фигуры и с помощью клеящего карандаша закреплять их на листе бумаги.

Игры на кухне

Чем можно занять ребёнка, на кухне, когда мама готовить обед? Поставим для себя такой вопрос. В перерывах от приготовления пищи, не только мама, но и папа, могут поиграть с ребёнком в интересные и увлекательные игры. Совместные игры не только сближают и помогают ребёнку  преодолевать свои трудности, а так же  развивает речь у ребёнка, творческие способности, логическое мышление, воображение. Например,  когда мама готовит вкусный пирог. Она  может предложить  ребёнку ей помочь,  из теста научит ребёнка, как сплести жгутики,  цветочки, листики и вместе украсить пирог.  

«Перелистывание страниц»

Ребёнок может взять на кухню, свою любимую книгу с красивыми картинками, пока мама готовит ужин или моет посуду. Самостоятельно  полистать и рассмотреть картинки. Это простое упражнение для ребёнка не занимает особых затрат.  Способствует развитию мелкой моторики рук, развитию речи, познавательный интерес.

«Обведи предмет»

Обводить можно всё, что угодно, например: небольшую посуду: перевёрнутое блюдце, свою ложку, формочки для выпечки печенья и т.д. Эти несложные упражнения можно обыграть: вместе с ребёнком придумать интересную историю или сказку.

Игры с крупой:

«Перебери крупу – помоги маме»

В глубокую посуду насыпаем 2  вида круп: (горох, фасоль). Ребёнок должен перебрать крупу отдельно горох и фасоль. Каждую крупу убираем в отдельную посуду. Взрослый помогает ребёнку, если он затрудняется.

Материал: 1 глубокая тарелка, 2 тарелочки поменьше, крупы: горох, фасоль.

«Выложи узор, рисунок»

На листе бумаги, нарисованы простые линии, рисунки например: домик, кривая дорога, солнышко, морские волны и т. д. Ребёнок с помощью круп, макаронных изделий по контуру выкладывает рисунок. Крупы и макаронные изделия можно чередовать между собой. Рисунки – схемы ребёнок выбирает самостоятельно.

Материал: крупа: гречка, фасоль, горох, макаронные изделия, рисунок – схема.

«Рисуем с помощью манной крупы»

В поднос или плоскую тарелку насыпаем немного манной крупы, начинаем рисовать пальчиками. Взрослый показывает ребёнку, что можно нарисовать на манке, сопровождает все рисунки стихами, потешками: «Светит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату…» - рисуем солнышко, вдруг пошёл дождик – рисует тучку, затем капли дождя и т.д.    Главное ребёнку показать и научить его рисовать пальчиками, в дальнейшем малыш  может рисовать самостоятельно, но под присмотром взрослого.  Чтобы ребёнку было интересно и увлекательно, вместе повторяют знакомые песенки, потешки, стихи.

Материал: манная крупа, поднос.

«Найди предмет»

В глубокую тарелку, опускаем на дно небольшую игрушку, сверху насыпаем манную крупу так, чтобы игрушку не было видно. Взрослый объясняет ребёнку правила игры. Этот процесс не должен видеть ребёнок, иначе ему заранее будет всё известно, и он потеряет интерес к игре.   Малыш опускает руки в тарелку с манной крупой и на ощупь должен  определить: «Кто там спрятался?»

Материал: манная крупа, глубокая тарелка, небольшая игрушка

Поделки из солёного  теста.

Солёное тесто - очень популярный материал для лепки. Оно эластично,  приятно на ощупь, безопасно, не пачкается, как пластилин. Тесто можно раскатывать, мять, скручивать, вырезать из него детали, раскрашивать. Лепить объёмные и плоскостные фигурки из целого куска. Поделки из него долговечны. Существуют разные  способы  и приёмы с солёным тестом, например в технике « аппликация», вырезая детали из теста стекой по шаблону.

«Подарок для мамы»

Папа в свободное от работы время, может вместе с ребёнком к празднику  8 марта своими руками сделать для мамы сувенир – поделку из солёного теста. Из картона заранее нужно вырезать сердечко. Берём солёное тесто, раскатываем тесто толщиной 0,5 см. Накладываем  бумажный шаблон на тесто и вырезаем стекой сердечко. Полученное сердечко, сушим, раскрашиваем,   можно поделку дополнить и украсить разными крупами: пшено, рис, гречка. Крупу приклеиваем клеем ПВА.

 Материал: солёное тесто, стека, шаблон, краска красного цвета.  Крупа (пшено, гречка, рис),  клей ПВА, кисточка.

«Корзинка с цветами»

Из солёного теста можно слепить объёмную корзинку, или плоскостную. Плоскостную поделку  необходимо вырезать стекой с помощью шаблона. Корзинку украшаем,  цветочками или грибочками, всё зависит от вашей фантазии. Затем сушим поделку и  раскрашиваем.

«Подарки для папы»

 Солёное тесто раскатываем  толщиной 0,5 см. Накладываем на тесто заготовленный шаблон «самолёт», вырезаем, сушим и раскрашиваем поделку.  Самолёт  украшаем бисером, или крупой.

Материал: солёное тесто, стека, акриловые краски, бисер, крупа. Шаблон «самолёт».

Литература:

Анистратова. А, А., Гришина Н. И. Поделки из пластилина  и солёного теста. – 3 –е изд. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2010.- 32с. + 32 с. Вкл.: ил. – (Развиваем творческие способности).

Агапова И. А., Давыдова М. А  Игры с пальчиками для развития. – М.: ИКТЦ «Лада», 2009.

Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками. – М.: Рипол – Классик, 2009.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/04/12/igry-na-kuhne-razvitie-melkoy-motoriki-detey-rannego

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/11/14/razvitie-melkoy-motoriki-detey-s-rechevymi-narusheniyami-v

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.